Menu

Grand Theft Auto 4

Эту игру ждали, на неё надеялись. Причём, согласно заведённой Rockstar традиции, PC-геймеры ждали её дольше всех. А восторженные вопли обладателей консолей текущего поколения (шутка ли, по рейтингам на приставках GTA IV считается едва ли не лучшей игрой за всю историю игровой индустрии) делали это ожидание совсем уж тягостным. Ну чтож, дождались.

Местом действия GTA IV является… Liberty City. Да, именно тот самый Liberty City, который мы почти семь лет назад видели в первой трёхмерной игре линейки, GTA 3. Город старый, но герой-то новый. Новым охотником за удачей является серб Николай ‘Нико’ Беллик, который скрываясь от врагов, приехал с Балкан к своему двоюродному брату в Liberty за «американской мечтой». Оказывается, брат Роман оказался шибким выдумщиком и вместо особняка и роскошных суперкаров Нико ждала обшарпанная квартирка и такси, водителем котрого работает незадачливый родственник.
Сюжет является самой сильной стороной GTA IV. Разработчики уделили его созданию много сил и времени, и это не прошло даром. В криминальном мире Liberty City бизнес постоянно переплетается с чувствами и разрубать эти узлы приходится Нико Беллику. Надо отметить, что главный герой всегда держится несколько отстранённо, не принимая ничью из сторон. Впрочем, иногда Нико приходится делать выбор. Казнить или нет предателя? Убить ли девушку, изменявшую своему парню, пока он «сидел»? Решения подобного рода, в конечном счёте, дадут несколько вариантов финала.
Видеоролики, посредством которых подаётся этот сюжет, как всегда срежиссированы просто восхитительно. Камера берёт такие ракурсы, что многие голливудские фильмы позавидуют. Особенно это заметно в миссии с ограблением банка. Кстати, это звучит невероятно, но в GTA IV целых 8 часов видео.

На секунду забудем про миссии и прочее, и вспомним как переводится название игры. «Великий автовор». Как и во всех предыдущих играх этой линейки, разжиться машиной — дело пары секунд для главгероя. GTA IV сильно ушла вперёд в том плане, что вариантов анимации угона машины великое множество. Если машина едет по дороге, Нико может открыть дверь и выкинуть водителя из-за руля, а может нацелить на него оружие и тот выскочит из машины сам. Припаркованные же машины могут быть незаперты (тогда серб просто открывает дверь и садится за руль), в противном же случае Нико зрелищно разбивает стекло локтём или ружием и открывает дверцу.

Жизнь в Liberty City стала реалистичной как никогда. Горожане ругаются, «снимают» проституток, нарушают ПДД и получают за это штрафы, ночью на улицах начинают орудовать «бандюки». Все эти мелочи создают неповторимую атмосфру целостности и гармоничности виртуального мегаполиса.
Ещё читая превью GTA San Andreas, я поражался количеству занятий, которыми может развлечь себя игрок, помимо основного сюжета. С одной стороны это хорошо, ведь разнообразие никогда не бывает лишним. С другой, некоторыми из этих занятий приходится заниматься в обязательном порядке, что немного отвлекает от сюжета. Такими темпами, через пару игр линейка GTA превратилась бы в подобие Sims. Разрабатывая GTA IV, создатели решили перейти от количества к качеству. Нико Беллику неведомы парикмахерские, спортзалы и тату-салоны. Зато магазины одежды, стриптиз, бары с закусочными остались и даже местная пародия на интернет имеется. Вообще, все внемиссионные развлечения GTA IV напрямую связаны с отношением Нико с окружающими его NPC. Хотите постоянно иметь уважение у двоюродного брата? Регулярно выпивайте с ним в баре или играйте в бильярд. Хотите завоевать любовь девушки? Не забывайте про шоу и другие развлечения. Особо хочется отметить клубы в Liberty City. Там постоянно выступают комики или фокусники, причём репертуар их номеров почти бездонен: даже к концу игры на сцене можно увидеть что-то новое.
Идя в ногу со временем, господа из Rockstar снабдили Нико мобильником, посредством которого он общается с большинством NPC и получает часть заданий. Более того, часть заданий строго «заточена» под использование телефона. Например, разговаривая с человеком по телефону, надо вычислить его в толпе и устранить. Читы, к слову сказать, тоже набираются именно на телефоне. Любители всевозможных «украшательств» могут из местного аналога интернета скачать новые рингтоны и темы для телефона.

Несколько печалит относительно невысокое количество «пасхалок». По сравнению с GTA San Andreas, где некоторые энтузиасты до сих пор ищут «летающие тарелки» и йети, GTA IV является просто идеалом серьёзности. При этом игровые диалоги изобилуют сатирой и подколками. Например, чего только стоит предложение Нико своей пассии зайти выпить «горячего кофе» (How about some hot coffee tonight?), являющееся отсылкой к известному моду.

Радиостанций как всегда много, но не все музыкальные вкусы они удовлетворят (мне, как любителю хорошей «электроники», послушать было нечего). Для таких случаев создана радиостанция Independence FM, которая берёт музыку из папки на компьютере и чередует её с болтовнёй ди-джея и рекламой.
Помимо радио, Liberty City образца 2008 года может похвастать и наличием телевидения. Не сказать, что вы просидите часы за «телеком», но на пару раз хватит точно.

Одним из приятных эксклюзивов PC-версии игры является видеоредактор. В любой момент игры можно нажать F2 и записать ролик. Потом с этими клипами в этом редакторе можно производить всевозможные манипуляции (разрезать, склеивать, накладывать музыку, применять фильтры) и опубликовывать их на специальном сайте.
Разработчики наконец-то проявили чувство гуманности и сделали в игре автосохранение. Учитывая, что большая продолжительность миссий всегда была отличительной чертой игр серии GTA (даже на портативных консолях), эта возможность как нельзя кстати. Разумеется, ничто не мешает игроку сохраняться «по старинке» через специальную иконку в жилище Нико.

Графика GTA IV радует и огорчает одновременно. С одной стороны такой детализованной графики при таких масштабах мира ранее нигде не было. Чего только стоят попиксельное отображение следов от пуль везде, где только возможно (включая машины). С другой «тормоза», «тормоза» и ещё раз «тормоза» при «летальном» отсутствии антиальясинга (который, например, есть на Xbox 360). Игра любит оперативную память как ребёнок сладкое и поглощает её в соответствующих количествах (2Гб, как показывает практика, — минимум). Единственная поблажка, которую получили обладатели PC-версии игры — возможность отключить игровой блюр (клавиша «P»). Мелочь, как говориться, а приятно. По крайней мере целиться без размытия гораздо удобнее.
Модель повреждения машин заметно похорошела со времени GTA San Andreas. Сейчас это ещё не FlatOut: Ultimate Carnage, но уже и не жалкие потуги из Need for Speed (включая последний) с симметрично мнущимися фарами.
Так же при сильном лобовом столкновении пассажиров встречной машины (а иногда и самого Николая) выкидывает через «лобовуху».
«Приятной» добавкой к «тормозам» являются глюки и ошибки игры. Мало того, что для запуска GTA IV под Windows XP необходимо наличие установленного SP3 и специально «заточенных» драйверов для видеокарты, так игра ещё постоянно норовит «вылететь» или запороть сохранения. Вас это не страшит? Чтож, на пути пытливого PC-геймера возникает новый монстр — человеконенавистническая система активации SecuROM.

Время подвести итог, что совсем непросто. GTA IV — проект очень глобальный и не может состоять только из достоинств или только из недостатков. Одно можно сказать с полной уверенностью: не стоит проходить мимо этой игры. Такого живого города, харизматичных персонажей и интересного сюжета вряд ли где ещё увидишь. Но при этом надо быть готовым к пляскам с бубном и прочим шаманским ритуалам, ибо без них игра точно не запустится.

No comments

Добавить комментарий